Среда, 20.01.2021
Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Форма входа

Техника безопасности на уроках физики

              Лабораторная работа - одно из важных звеньев учебного процесса.
              На лабораторных занятиях школьники получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.


Список лабораторных работ по физике в 7-11 классах


7 класс

      №1 «Определение размеров малых тел»
      №2 «Измерение массы тела на рычажных весах»
      №3 «Измерение объема тела. Определение плотности вещества твердого тела»
      №4 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
      №5 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
      № 6 «Выяснение условия равновесия рычага»
      № 7 «Определение коэффициента полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости»

8 класс

      №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
      №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
      №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках»
      №4 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
      №5 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
      № 6 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

9 класс

      №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
      №2 «Измерение ускорения свободного падения»
      №3 «Исследование периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
      №4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»
      №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
      № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

10 класс

      №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
      №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
      №3 «Определение жесткости пружины»
      №4 «Измерение коэффициента трения скольжения»
      №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»
      №6 «Проверка уравнения состояния идеального газа»
      №7 «Измерение относительной влажности в воздухе»

11 класс

      № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
      № 2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»
      №3 «Изучение явления электромагнитной индукции»
      № 4 «Изучение устройства и работы трансформатора»
      № 5 «Определение показателя преломления света»
      №6 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
      № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
      №8 « Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»
      № 9 «Моделирование радиоактивного распада»



ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

        Лабораторные работы можно разделить на следующие виды:
        1) работы, требующие проведения только прямых измерений. При этом мы знакомим учащихся с приборами, ценой деления их шкал, правилами работы с приборами и правилами снятия показаний (линейка, мензурка, рычажные весы, динамометр, амперметр и вольтметр);
        2) работы, требующие проведения косвенных измерений – расчет неизвестной величины по результатам прямых измерений других величин. Примеры: измерение жесткости пружины, количества теплоты, удельной теплоемкости, плотности, ЭДС источника тока и др.;
        3) исследование количественной зависимости одной физической величины от другой (еще один навык, который необходимо привить нашим ученикам!). Таких работ мало, и надо так спланировать постановку фронтальных лабораторных работ, чтобы этот навык был развит максимально. Примеры – зависимость массы тела от его объема, градуирование пружины динамометра, исследование силы трения скольжения, вольт-амперной характеристики проводника (закон Ома);
        4) знакомство с лабораторным оборудованием и с устройством приборов, которые раздаются на столы. Это знакомство может проводиться и зачастую проводится в виде фронтальной демонстрации, хотя это гораздо менее интересно для учащихся и потому нежелательно. Примеры: калориметры, источники тока, реостаты, электромагниты, электродвигатели постоянного тока, линзы и др.;
        5) лабораторные работы, требующие только качественных наблюдений (без количественных измерений): наблюдение за особенностями кипения, наблюдение спектров электрических и магнитных полей, исследование ЭДС индукции и т.п.;
        6) сборка простых моделей технических устройств: сборка и испытание электромагнита (электромагнитного реле), детекторного радиоприемника;
        7) домашние лабораторные работы.

        Выполнять лабораторные работы можно различными способами:
        - по инструкции;
        - по образцу, предложенному учителем;
        - методом «делай, как я», повторяя то, что делает учитель;
        - с использованием технологической карточки;
        - без инструкции, по памяти, так, как делал эту работу когда-то по инструкции (при проведении лабораторных контрольных работ);
        - творческие работы (план работы, необходимые приборы, ход работы и методы вычисления предлагает сам ученик);
        - с подведением итогов работы, используя результаты, полученные учениками всего класса (нахождение среднего значения по классу, общей погрешности и т.п.).

        Подготовка к лабораторной работе и ее оформление могут вестись как в классе, так и дома.


Правила безопасности труда для кабинета и лаборатории физики

Меры безопасности при подготовке и проведении демонстрационных опытов

      1. Демонстрационные опыты готовит учитель физики, соблюдая при этом требования правил безопасности труда.

      2. При работе со стеклянными приборами необходимо:
      - применять стеклянные трубки с оплавленными краями;
      - правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, концы трубок смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином;
      - использовать стеклянную посуду без трещин;
      - не допускать резких изменений температуры и механических ударов;
      - соблюдать осторожность при вставлении пробок в стелянные трубки и обратном процессе;
      - отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся.

      3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха на демонстрационном столе, со стороны учащихся устанавливается защитный экран, а учитель пользуется защитными очками. В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла убирать руками. Для этого используется щетка и совок. Так же убирают железные опилки, используемые при наблюдении магнитных полей.
      Запрещается закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до тех пор, пока жидкость не остынет, нельзя брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.

      4. Температура наружных элементов конструкций изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна превышать 45?С. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45?С на этом изделии должзна быть сделана заметная предупреждающая надпись: "Берегись ожога!”.

      5. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.

      6. Запрещается применение: парообразователей металлических, ламп лабораторных бензиновых, прибора для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром).

      7. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин.

      8. Нельзя превышать пределы допустимых скоростей вращения на центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске, обозначенные в технических описаниях. Во время демонстрации необходимо следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования отлетевшими деталями, необходимо устанавливать защитный экран.

      9. Запрещается применение пылесоса и других воздуходувов при постановке демонстрационных опытов с прибором по механике на воздушной подушке, если уровень фонового шума превышает установленный ГОСТом 12.1.003 - 76.5.2.10. При постановке всех видов физического эксперимента запрещается применение:
      - металлической ртути;
      - генератора УВЧ на октальных лампах;
      - индукционных катушек ИВ-50, ИВ-100 и прибора для демонстрации электроискровой обработки металлов, т.к. эти приборы создают сильные радиопомехи;
      - электрического учебного оборудования с открытыми контактами на напряжения выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного.

      10. До включения электро- или радиоприборов в сеть необходимо убедиться в соответствии положения переключателя сетевого напряжения его номинальному значению, а также в исправности предохранителей.

      11. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединяются проводниками с надежной изоляцией, снабженными одно-, двухполюсными вилками. Присоединять вилки (щуп) к схеме нужно одной рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и других электропроводящих предметов. Особую осторожность следует соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы.

      12. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в цепях учебных установок производятся только после их выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

      13. При необходимости настройки или регулировки радиоустройства (подстройка контуров, регулировка подстроечных конденсаторов или резисторов и т.п.) во включенном состоянии пользуются инструментом с надежной изоляцией.

      14. При налаживании и эксплуатации осциллографов и телевизоров необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее расплавленного припоя, т.к. это может вызвать взрыв трубки.

      15. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, т.к. в этом случае электролитические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда и взрываются.

      16. При перегреве трансформатора, появлении запаха гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство следует немедленно выключить.

      17. Нельзя оставлять включенные электро-, радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.

      18. При эксплуатации источников высоких напряжений (электрофорная машина, преобразователи типа "разряд”) необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:       - не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами (материалами);
      - высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового разрядника следует перемещать с помощью изолирующей ручки (можно использовать чистую, сухую стеклянную трубку);
      - после выключения нужно разрядить конденсаторы путем соединения электродов разрядником или гибким проводником в хлорвиниловой изоляции.

      19. Категорически запрещается использование в школах безнакальных трубок: рентгеновской, для отклонения катодных лучей, вакуумной со звездой, вакуумной с мельничкой и др.

      20. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.

      21. Не разрешается эксплуатация лазера без защитного заземления прибора и ограничения экраном распространения луча вдоль демонстрационного стола. Запрещаются перемещение лазера по оптической скамье во включенном состоянии и все виды регулировок при снятой верхней части корпуса.
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2021
    Сделать бесплатный сайт с uCoz