Техника безопасности на уроках физики
Лабораторная работа - одно из важных звеньев учебного процесса.
На лабораторных занятиях школьники получают навыки
экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно
делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и
полно усваивать теоретический материал.
Список лабораторных работ по физике в 7-11 классах
7 класс
№1 «Определение размеров малых тел»
№2 «Измерение массы тела на рычажных весах»
№3 «Измерение объема тела. Определение плотности вещества твердого тела»
№4 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
№5 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
№ 6 «Выяснение условия равновесия рычага»
№ 7 «Определение коэффициента полезного действия при подъеме тела по наклонной плоскости»
8 класс
№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
№2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
№3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках»
№4 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
№5 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
№ 6 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
9 класс
№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
№2 «Измерение ускорения свободного падения»
№3 «Исследование периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
№4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»
№5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
№ 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
10 класс
№1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
№3 «Определение жесткости пружины»
№4 «Измерение коэффициента трения скольжения»
№5 «Изучение закона сохранения механической энергии»
№6 «Проверка уравнения состояния идеального газа»
№7 «Измерение относительной влажности в воздухе»
11 класс
№ 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
№ 2 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»
№3 «Изучение явления электромагнитной индукции»
№ 4 «Изучение устройства и работы трансформатора»
№ 5 «Определение показателя преломления света»
№6 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
№ 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
№8 « Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»
№ 9 «Моделирование радиоактивного распада»
ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И СПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Лабораторные работы можно разделить на следующие виды:
1) работы, требующие проведения только прямых измерений. При
этом мы знакомим учащихся с приборами, ценой деления их шкал, правилами
работы с приборами и правилами снятия показаний (линейка, мензурка,
рычажные весы, динамометр, амперметр и вольтметр);
2) работы, требующие проведения косвенных измерений – расчет
неизвестной величины по результатам прямых измерений других величин.
Примеры: измерение жесткости пружины, количества теплоты, удельной
теплоемкости, плотности, ЭДС источника тока и др.;
3) исследование количественной зависимости одной физической
величины от другой (еще один навык, который необходимо привить нашим
ученикам!). Таких работ мало, и надо так спланировать постановку
фронтальных лабораторных работ, чтобы этот навык был развит максимально.
Примеры – зависимость массы тела от его объема, градуирование пружины
динамометра, исследование силы трения скольжения, вольт-амперной
характеристики проводника (закон Ома);
4) знакомство с лабораторным оборудованием и с устройством
приборов, которые раздаются на столы. Это знакомство может проводиться и
зачастую проводится в виде фронтальной демонстрации, хотя это гораздо
менее интересно для учащихся и потому нежелательно. Примеры:
калориметры, источники тока, реостаты, электромагниты, электродвигатели
постоянного тока, линзы и др.;
5) лабораторные работы, требующие только качественных наблюдений
(без количественных измерений): наблюдение за особенностями кипения,
наблюдение спектров электрических и магнитных полей, исследование ЭДС
индукции и т.п.;
6) сборка простых моделей технических устройств: сборка и
испытание электромагнита (электромагнитного реле), детекторного
радиоприемника;
7) домашние лабораторные работы.
Выполнять лабораторные работы можно различными способами:
- по инструкции;
- по образцу, предложенному учителем;
- методом «делай, как я», повторяя то, что делает учитель;
- с использованием технологической карточки;
- без инструкции, по памяти, так, как делал эту работу когда-то
по инструкции (при проведении лабораторных контрольных работ);
- творческие работы (план работы, необходимые приборы, ход работы и методы вычисления предлагает сам ученик);
- с подведением итогов работы, используя результаты, полученные
учениками всего класса (нахождение среднего значения по классу, общей
погрешности и т.п.).
Подготовка к лабораторной работе и ее оформление могут вестись как в классе, так и дома.
Правила безопасности труда для кабинета и лаборатории физики
Меры безопасности при подготовке и проведении демонстрационных опытов
1. Демонстрационные опыты готовит учитель физики, соблюдая при этом требования правил безопасности труда.
2. При работе со стеклянными приборами необходимо:
- применять стеклянные трубки с оплавленными краями;
- правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при
их соединении, концы трубок смачивать водой, глицерином или смазывать
вазелином;
- использовать стеклянную посуду без трещин;
- не допускать резких изменений температуры и механических ударов;
- соблюдать осторожность при вставлении пробок в стелянные трубки и обратном процессе;
- отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся.
3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие
нагревания, нагнетания или откачивания воздуха на демонстрационном
столе, со стороны учащихся устанавливается защитный экран, а учитель
пользуется защитными очками. В случае разрыва сосуда запрещается осколки
стекла убирать руками. Для этого используется щетка и совок. Так же
убирают железные опилки, используемые при наблюдении магнитных полей.
Запрещается закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой
до тех пор, пока жидкость не остынет, нельзя брать приборы с горячей
жидкостью незащищенными руками.
4. Температура наружных элементов конструкций изделий,
нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна превышать 45?С. При
температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45?С на этом изделии
должзна быть сделана заметная предупреждающая надпись: "Берегись
ожога!”.
5. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
6. Запрещается применение: парообразователей металлических, ламп
лабораторных бензиновых, прибора для определения коэффициента линейного
расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром).
7. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин.
8. Нельзя превышать пределы допустимых скоростей вращения на
центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске,
обозначенные в технических описаниях. Во время демонстрации необходимо
следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить
возможность травмирования отлетевшими деталями, необходимо устанавливать
защитный экран.
9. Запрещается применение пылесоса и других воздуходувов при
постановке демонстрационных опытов с прибором по механике на воздушной
подушке, если уровень фонового шума превышает установленный ГОСТом
12.1.003 - 76.5.2.10. При постановке всех видов физического эксперимента
запрещается применение:
- металлической ртути;
- генератора УВЧ на октальных лампах;
- индукционных катушек ИВ-50, ИВ-100 и прибора для демонстрации
электроискровой обработки металлов, т.к. эти приборы создают сильные
радиопомехи;
- электрического учебного оборудования с открытыми контактами на
напряжения выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного.
10. До включения электро- или радиоприборов в сеть необходимо
убедиться в соответствии положения переключателя сетевого напряжения его
номинальному значению, а также в исправности предохранителей.
11. При измерении напряжений и токов измерительные приборы
присоединяются проводниками с надежной изоляцией, снабженными одно-,
двухполюсными вилками. Присоединять вилки (щуп) к схеме нужно одной
рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и
других электропроводящих предметов. Особую осторожность следует
соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые
расстояния между соседними проводниками печатной платы.
12. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в цепях
учебных установок производятся только после их выключения и разряда
конденсаторов с помощью изолированного проводника.
13. При необходимости настройки или регулировки радиоустройства
(подстройка контуров, регулировка подстроечных конденсаторов или
резисторов и т.п.) во включенном состоянии пользуются инструментом с
надежной изоляцией.
14. При налаживании и эксплуатации осциллографов и телевизоров
необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой
трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее расплавленного
припоя, т.к. это может вызвать взрыв трубки.
15. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, т.к. в этом
случае электролитические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а
иногда и взрываются.
16. При перегреве трансформатора, появлении запаха гари, искрении
внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство
следует немедленно выключить.
17. Нельзя оставлять включенные электро-, радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.
18. При эксплуатации источников высоких напряжений (электрофорная
машина, преобразователи типа "разряд”) необходимо соблюдать следующие
меры предосторожности:
- не прикасаться к деталям и проводникам руками или
токопроводящими предметами (материалами);
- высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового
разрядника следует перемещать с помощью изолирующей ручки (можно
использовать чистую, сухую стеклянную трубку);
- после выключения нужно разрядить конденсаторы путем соединения
электродов разрядником или гибким проводником в хлорвиниловой изоляции.
19. Категорически запрещается использование в школах безнакальных
трубок: рентгеновской, для отклонения катодных лучей, вакуумной со
звездой, вакуумной с мельничкой и др.
20. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся
света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и
лазера.
21. Не разрешается эксплуатация лазера без защитного заземления
прибора и ограничения экраном распространения луча вдоль
демонстрационного стола. Запрещаются перемещение лазера по оптической
скамье во включенном состоянии и все виды регулировок при снятой верхней
части корпуса.
|