№
|
Факторы урока
|
Уровни гигиенической
рациональности урока
|
Рациональный
|
Недостаточно
рациональный
|
Нерациональный
|
1
|
Плотность урока
|
не менее 60 % и не более 75–80 %
|
85–90 %
|
Более 90 %
|
2
|
Количество видов учебной деятельности
|
4–7
|
2–3
|
1–2
|
3
|
Средняя продолжительность различных видов учебной
деятельности
|
не более 10 мин
|
11–15 мин
|
более 15 мин
|
4
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности
|
смена не позже чем через 7–10 мин
|
смена через 11–15 мин
|
смена через 15–20 мин
|
5
|
Количество видов преподавания
|
не менее 3-х
|
2
|
1
|
6
|
Чередование видов преподавания
|
не позже чем через 10–15 мин
|
через 15–20 мин
|
не чередуются
|
7
|
Наличие
эмоциональных разрядок (количество)
|
2–3
|
1
|
нет
|
8
|
Место и длительность применения ТСО
|
в соответствии с гигиеническими нормами
|
с частичным соблюдением гигиенических норм
|
в произвольной форме
|
9
|
Чередование позы
|
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель
наблюдает за посадкой учащихся
|
Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель
иногда контролирует посадку
учащихся
|
Частые несоответствия позы виду работы. Поза не
контролируется учителем
|
10
|
Наличие, место, содержание и продолжительность
физкультминуток
|
На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений с
3–4
повторениями
каждого
|
1 физкультминутка с неправильным содержанием или
продолжительностью
|
Отсутствуют
|
11
|
Психологический
климат
|
Преобладают
положительные эмоции
|
Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально
индифферентный
|
Преобладают отрицательные эмоции
|
12
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению
учебной активности
|
Не ранее 40 мин
|
Не ранее 35–37 мин
|
До 30 мин
|